Читайте также:
79 к. использовал таким образом: 79 копеек дал Марье на хозяйство, а 18 рублей пропил... - Денег ..
Это я. Огастес. Опять вы? Это смехотворно. Какое право вы имеете называть себя столь громким именем? Письмоводитель. Не обязательно Горацио Флойд. Можете называть меня просто Бимиш...
Ничего нет страшнее духовного банкротства. Человек может быть гол, нищ, но если у него есть хоть какая-нибудь задрипанная идея, цель, надежда, м..
Смотрите также:
Александр Беляев.Премия Александра Солженицына вручена Владимиру Бортко и Евгению Миронову
Интервью с Александром Солженицыным
Олег Давыдов.Демон Солженицына
Вячеслав Курицын.Солженицын после восьмидесяти
Анатолий Королёв.Солженицын. осень патриарха
Все статьи
Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)
Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор»
Проблема нравственного выбора в одном из произведений А.И.Солженицына («Матренин двор»)
Женские образы в творчестве А. И. Солженицына
Мои размышления о книге Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»
Все рефераты и сочинения
Поиск по библиотеке:
Ваши закладки:
Вы читаете «Архипелаг ГУЛаг. Том 1 (части 1-я и 2-я)», страница 226 (прочитано 57%)
«Адлиг Швенкиттен», закладка на странице 27 (прочитано 104%)
«Архипелаг ГУЛаг. Том 2 (части 3 и 4)», закладка на странице 188 (прочитано 45%)
«Архипелаг ГУЛаг. Том 3 (части 5, 6 и 7)», закладка на странице 188 (прочитано 50%)
«Бодался теленок с дубом», закладка на странице 233 (прочитано 59%)
«В круге первом (т.1)», закладка на странице 151 (прочитано 54%)
«В круге первом (т.2)», закладка на странице 144 (прочитано 53%)
«Два рассказа», закладка на странице 51 (прочитано 102%)
«Желябугские выселки», закладка на странице 30 (прочитано 104%)
«Знают истину танки!», закладка на странице 40 (прочитано 67%)
«Как нам обустроить Россию», закладка на странице 39 (прочитано 103%)
«На изломах», закладка на странице 30 (прочитано 104%)
«Образованщина», закладка на странице 31 (прочитано 103%)
«Один день Ивана Денисовича», закладка на странице 48 (прочитано 63%)
«Письмо вождям Советского Союза», закладка на странице 27 (прочитано 104%)
«Размышления над Февральской революцией», закладка на странице 32 (прочитано 103%)
«Раковый корпус», закладка на странице 178 (прочитано 53%)
«Случай на станции Кочетовка», закладка на странице 37 (прочитано 103%)
Коррекция ошибок:
На нашем сайте работает система коррекции ошибок Orphus.
Пожалуйста, выделите текст, содержащий орфографическую ошибку и нажмите Ctrl+Enter. Письмо с текстом ошибки будет отправлено администратору сайта.
|
Архипелаг ГУЛаг. Том 1 (части 1-я и 2-я)
Прямая и короткая причинная цепочка: потому поволжане ели своих детей,
что невтерпеж нам было няньчиться с Учредительным Собранием.
Но гениальность политика в том, чтоб извлечь успех и из народной беды.
Это озарением приходит -- ведь три шара ложатся в лузы одним ударом: пусть
попы и накормят теперь Поволжье! ведь они -- христиане, они -- добренькие!
1) откажут -- и весь голод переложим на них, и церковь разгромим;
2) согласятся -- выметем храмы;
3) и во всех случаях пополним валютный запас.
Да вероятно догадка была навеяна действиями самой церкви. Как
показывает патриарх Тихон, еще в августе 1921 года, в начале голода, церковь
создала епархиальные и всероссийские комитеты для помощи голодающим, начали
сбор денег. Но допустить прямую помощь от церкви и голодающему в рот значило
подорвать диктатуру пролетариата. Комитеты запретили, а деньги отобрали в
казну. Патриарх обращался за помощью и к папе Римскому и к архиепископу
Кентерберийскому, -- но и тут оборвали его, разъяснив, что вести переговоры
с иностранцами уполномочена только советская власть. Да и не из чего
раздувать тревогу: писали газеты, что власть имеет все средства справиться с
голодом и сама.
А на Поволжьи ели траву, подметки и грызли дверные косяки. И наконец в
декабре 1921 г. Помгол (государственный комитет помощи голодающим) предложил
церкви: пожертвовать для голодающих церковные ценности -- не все, но не
имеющие богослужебного канонического употребления. Патриарх согласился,
Помгол составил инструкцию: все пожертвования -- только добровольно! 19
февраля 1922 г. патриарх выпустил послание: разрешить приходским советам
жертвовать предметы, не имеющие богослужебного значения.
И так всЈ опять могло распылиться в компромиссе, обволакивающем
пролетарскую волю, как когда-то с Учредительным Собранием хотели, как во
всех европейских говорильнях.
Мысль -- удар молнии! Мысль -- декрет! Декрет ВЦИК 26 февраля: изъять
из храмов в с е ценности -- для голодающих! Патриарх написал Калинину -- тот
не ответил. Тогда 28 февраля патриарх издал новое, роковое послание: с точки
зрения церкви подобный акт -- святотатство, и мы не можем одобрить изъятия.
Из полустолетнего далека легко теперь упрекнуть патриарха. Конечно,
руководители христианской церкви не должны были отвлекаться мыслями: а нет
ли у советской власти других ресурсов или кто довел Волгу до голода: не
должны были держаться за эти ценности, совсем не в них предстояло возникнуть
(если предстояло) новой крепости веры. Но и надо представить себе положение
этого несчастного патриарха, избранного уже после Октября, короткие годы
руководившего церковью только теснимой, гонимой, расстреливаемой -- и
доверенной ему на сохранение.
И тут же в газетах началась беспроигрышная травля патриарха и высших
церковных чинов, удушающих Поволжье костлявой рукой голода! И чем тверже
упорствовал патриарх, тем слабей становилось его положение.
Страницы: (395) : << ... 218219220221222223224225226227228229230231232233 ... >>
Полный текст книги
Перейти к титульному листу
Версия для печати
Тем временем:
...96] суждение не будет ложным: Бог желает того, чего он
не желает; но ложность такого суждения превосходит всякую меру. А то, что
сказанное нами есть истина, я разъясняю так. Очевидно, что Бог желает
существования цели природы, иначе небо двигалось бы напрасно, а этого утверждать
нельзя. Если бы Бог желал существования помехи цели, он желал бы и существования
цели помехи, иначе его желание было бы также напрасным. Но, так как целью помехи
является несуществование вещи, испытывающей эту помеху, следовало бы, что Бог
желал бы несуществования цели природы, о которой утверждается, что он ее желает.
В самом деле, если бы у Бога отсутствовало желание помехи цели, то, поскольку
оно отсутствовало бы, из этого отсутствия желания [non velle] вытекало бы, что
он никак не заботился бы о помехе, о ее существовании или несуществовании. Но
тот, кто не заботится о помехе, не заботится и о вещи, способной испытывать эту
помеху, а следовательно, он не делает ее предметом своего желания; относительно
же того, что не является предметом его желания [non habet in volun-tate], т.е.
относительно кого у него желание отсутствует [non vult]. Вот почему, если цель
природы способна испытывать помеху (а это возможно), то по необходимости
следует, что у Бога отсутствует желание цели природы, и тогда получается ранее
сказанное, а именно, что Бог желает [velle] то, относительно чего у [c.97] него
желание отсутствует [non vult]. Итак, приведенный принцип является совершенной
истиной, коль скоро из противоречащего ему суждения вытекают столь великие
абсурды8.
III. Приступая к нашему вопросу, следует заметить, что истина первого вопроса
должна была быть раскрываема больше для того, чтобы упразднить неведение, чем
для того, чтобы упразднить спор: то, что составляло предмет второго вопроса,
относилось одинаково и к неведению, и к спору. Ведь существует многое, чего мы
не знаем, но о чем мы и не заводим спора; в самом деле, геометр не знает
квадратуры круга, но и не заводит о ней спора; богослов не знает числа ангелов,
но и не заводит спора о нем; египтянину неведома гражданственность скифов, но на
этом основании он не вступает в прения об их гражданственности...
|