Это выглядело почти как во сне: возвращение канувшей истории. Давно
были дописаны и запахнуты тома гражданской войны, решены еЈ дела, внесены в
хронологию учебников еЈ события. Деятели белого движения уже были не
современники наши на земле, а призраки растаявшего прошлого. Русская
эмиграция, рассеянная жесточе колен израилевых, в нашем советском
представлении если и тянула еще где свой век, — то таперами в поганеньких
ресторанах, лакеями, прачками, нищими, морфинистами, кокаинистами,
домирающими трупами. До войны 1941 года ни по каким признакам из наших
газет, из высокой беллетристики, из художественной критики нельзя было
представить (и наши сытые мастера не помогали нам узнать), что Русское
Зарубежье — это большой духовный мир, что там развивается русская
философия, там Булгаков, Бердяев, Лосский, что русское искусство полонит
мир, там Рахманинов, Шаляпин, Бенуа, Дягилев, Павлова, казачий хор Жарова,
там ведутся глубокие исследования Достоевского (в ту пору у нас вовсе
про’клятого), что существует небывалый писатель Набоков-Сирин, что еще жив
Бунин и что-то же пишет эти двадцать лет, издаются художественные журналы,
ставятся спектакли, собираются съезды землячеств, где звучит русская речь, и
что эмигранты-мужчины не утеряли способности брать в жены эмигранток-женщин,
а те рожать им детей, значит наших ровесников.
Представление об эмигрантах было выработано в нашей стране настолько
ложное, что если бы произвести массовый опрос: за кого были эмигранты в
испанской войне? а во второй мировой? — все бы одним вздохом ответили: за
Франко! за Гитлера! В нашей стране и сейчас-то не знают, что гораздо больше
белоэмигрантов воевало за республиканцев. Что и власовские дивизии и казачий
корпус фон-Панневица (“красновский”) были созданы из советских граждан, а
вовсе не эмигрантов — те к Гитлеру не шли, и остались средь них в
отчужденном одиночестве Мережковский и Гиппиус, взявшие сторону Гитлера. В
виде анекдота — и даже не в виде его: порывался Деникин идти воевать за
Советский Союз против Гитлера, и Сталин одно время едва не собирался вернуть
его на родину (не как боевую силу, очевидно, а как символ национального
объединения). Во время оккупации Франции множество русских эмигрантов,
старых и молодых, примкнули к движению Сопротивления, а после освобождения
Парижа валом валили в советское посольство подавать заявления на родину.
Какая б Россия ни была — но Россия! — вот был их лозунг, и так они
доказали, что и раньше не лгали о любви к ней.