) Оба худые,
долговатые, колеблемые порывами летнего ветра в бутырских прогулочных
дворах, мы ходили всЈ рядом осторожной поступью стариков и обсуждали
параллели наших жизней. В один и тот же год мы родились с ним на юге России.
Еще сосали мы оба молоко, когда судьба полезла в свою затасканную сумку и
вытянула мне короткую соломинку, а ему долгую. И вот колобок его закатился
за море, хотя “белогвардеец” его отец был такой: рядовой неимущий
телеграфист.
Для меня было остро-интересно через его жизнь представить все мое
поколение соотечественников, очутившихся там. Они росли при хорошем семейном
надзоре при очень скромных или даже скудных достатках. Они были все
прекрасно воспитаны и по возможности хорошо образованы. Они росли, не зная
страха и подавления, хотя некоторый гнЈт авторитета белых организаций был
над ними, пока они не окрепли. Они выросли так, что пороки века, охватившие
всю европейскую молодежь (высокая преступность, легкое отношение к жизни,
бездумность, прожигание) их не коснулись — это потому, что они росли как бы
под сенью неизгладимого несчастья их семей. Во всех странах, где они росли,
— только Россию они чли своей родиной. Духовное воспитание их шло на
русской литературе, тем более любимой, что на ней и обрывалась их родина,
что первичная физическая родина не стояла за ней. Современное печатное слово
было доступно им гораздо шире и объемнее, чем нам, но именно советские
издания до них доходили мало, и этот изъян они чувствовали всего острее, им
казалось, что именно поэтому они не могут понять главного, самого высокого и
прекрасного о Советской России, а то, что доходит до них, есть искажение,
ложь, неполнота. Представления о нашей подлинной жизни у них были самые
бледные, но тоска по родине такая, что если бы в 41-м году их кликнули —
они бы все повалили в Красную армию, и слаще даже для того, чтобы умереть,
чем выжить. В двадцать пять-двадцать семь лет эта молодежь уже представила и
твердо отстояла несколько точек зрения, все несовпадавшие с мнениями старых
генералов и политиков. Так, группа Игоря была “непредрешенцы”. Они
декларировали, что, не разделив с родиной всей сложной тяжести прошедших
десятилетий, никто не имеет права ничего решать о будущем России, ни даже
что-либо предлагать, а только идти и силы свои отдать на то, что решит
народ.
Много мы пролежали рядом на нарах. Я схватил, сколько мог, его мир, и
эта встреча открыла мне (а потом другие встречи подтвердили) представление,
что отток значительной части духовных сил, происшедший в гражданскую войну,
увел от нас большую и важную ветвь русской культуры. И каждый, кто истинно
любит еЈ, будет стремиться к воссоединению обеих ветвей — метрополии и
зарубежья. Лишь тогда она достигнет полноты, лишь тогда обнаружит
способность к неущербному развитию.