)
Или санчасть освобождала когда-нибудь всех, кто в этот день был
действительно болен? Не выгоняла каждый день сколько-то совсем больных людей
за зону? Героя и комика народа зэков Петра Кишкина врач Сулейманов не клал в
больницу потому, что понос его не удовлетворял норме: чтоб каждые полчаса и
обязательно с кровью. Тогда при этапировании колонны на рабочий объект
Кишкин сел, рискуя, что его подстрелят. Но конвой оказался милосерднее
врача: остановил проезжую машину и отправил Кишкина в больницу. — Возразят,
конечно, что санчасть была ограничена строгим процентом для группы “В” —
больных стационарных и больных ходячих.9 Так объяснение есть в каждом
случае, но в каждом случае остаЈтся и жестокость, которую никак не
перевесить соображением, что “зато кому-то другому” в это время сделали
хорошо.
Да добавить сюда ужасные лагерные больнички вроде стационара 2-го
лагпункта Кривощекова: маленькая приемная, уборная и комната стационара.
Уборная зловонна и наполняет больничный воздух, но разве дело в уборной? Тут
в каждой койке лежит по два поносника и на полу между койками тоже.
Ослабевшие оправляются прямо в кроватях. Ни белья, ни медикаментов (1948-49
годы). Заведует стационаром студент 3-го курса мединститута (сидит по 58-й),
он в отчаянии, но сделать ничего не может. Санитары, кормящие больных —
сильные жирные ребята: они объедают больных, воруют из их больничного пайка.
Кто их поставил на это выгодное место? Наверно, кум. У студента не хватает
сил их изгнать и защитить паЈк больных. А у врача — у всякого хватало?..10
Или может быть в каком-нибудь лагере санчасть имела возможность
отстоять действительно человеческое питание? Ну, хотя бы чтоб не видеть по
вечерам этих “бригад куриной слепоты”, так и возвращающихся с работы
цепочкою слепых, друг за друга держась? Нет. Если чудом кто и добивался
улучшения питания, то производственная администрация, чтоб иметь крепких
работяг. А не санчасть вовсе.
Врачей никто во всем этом и не винит (хотя часто слабо мужество их
сопротивления, потому что на общие страх идти), но не надо же и легенды о
спасительной санчасти. Как всякая лагерная ветвь, и санчасть тоже: дьяволом
рождена, дьяволовой кровью и налита.

Продолжая свою мысль, говорит Шаламов, что только на одну санчасть и
может рассчитывать в лагере арестант, а вот на труд своих рук он полагаться
не может, не смеет: это — могила. “В лагере губит не маленькая пайка, а
большая.”
Пословица верна: большая пайка губит. Самый крепкий работяга за сезон
выкатки леса доходит вчистую. Тогда ему дают временную инвалидность: 400
хлеба и самый последний котел. За зиму большая часть их умирает (ну,
например 725 из восьмисот). Остальные переходят на “легкий физический” и
умирают уже на нем.