Но если с сияющими глазами станут вам
рассказывать, что кто-то перевоспитался казЈнными средствами через КВЧ —
уверенно отвечайте: брехня!
Перевоспитываются в ГУЛаге все, перевоспитываются под влиянием друг
друга и обстоятельств, перевоспитываются в разных направлениях, — но ни
один еще малолетка, а тем более взрослый не перевоспитался от средств КВЧ.
Однако, чтобы лагеря наши не были похожи на “притоны разврата, общины
разбоя, рассадники рецидивистов и проводники безнравственности” (это — о
царских тюрьмах), — они были снабжены такой приставкой —
Культурно-Воспитательная Часть.
Потому что, как сказал когдатошний глава ГУЛага И. Апетер: “тюремному
строительству капиталистических стран пролетариат СССР противопоставляет
своЈ культурное (а не лагерное! — А. С.) строительство. Те учреждения, в
которых пролетарское государство осуществляет лишение свободы… можно
называть тюрьмами или иным словом — дело не в терминологии. Это те места,
где жизнь не убивается, а даЈт новые ростки…”1
Не знаю, как кончил Апетер. С большой вероятностью думаю, что вскоре и
свернули ему голову в этих самых местах, где жизнь пускает новые ростки. Но
дело не в терминологии. А понял читатель, что в лагерях наших было главное?
Культурное строительство.
И на всякий спрос орган был создан, размножен, щупальцы его
дотягивались до каждого острова. В 20-е годы они назывались ПВЧ
(политико-воспитательные части), с 30-х годов КВЧ. Они должны были в
частности заменить прежних тюремных попов и тюремные богослужения.
Строились они так. Начальник КВЧ был из вольных и с правами помощника
начальника лагеря. Он подбирал себе воспитателей (по норме один воспитатель
на 250 опекаемых) — обязательно из “близких пролетариату слоев”, стало быть
интеллигенты (мелкая буржуазия) конечно не подходили (да и приличнее было им
махать киркою), а набирали в воспитатели воров с двумя-тремя судимостями, ну
еще городских мошенников, растратчиков и растлителей. Вот такой молодой
парень, чисто себя содержащий, получивший пяток лет за изнасилование при
смягчающих обстоятельствах, сворачивал газетку в трубочку, шЈл в барак
Пятьдесят Восьмой и проводил с ним беседу: “Роль труда в процессе
исправления”. Воспитателям особенно хорошо видно эту роль со стороны, потому
что сами они “от производственного процесса освобождаются”. Из таких же
социально-близких создавался еще актив КВЧ — но активисты от работы не
освобождались (они могли только надеяться со временем сшибить кого-нибудь из
воспитателей и занять их место. Это создавало общую дружелюбную обстановку
при КВЧ.). Воспитатель с утра должен проводить заключЈнных на работу, после
этого проверить кухню (то есть, его хорошо покормят), ну, и можно пока идти
досыпать к себе в кабинку.