вот заслуженные плоды, которыми пользуются лишенные свободы!”
Да, дорогие плоды! И как же это отразилось на жизни лишенных свободы?
Та же газета через полгода: “Все дружно, энергично принялись за работы…
Выполнение промфинплана поднялось… Питание уменьшилось и ухудшилось.”
Ну, это ничего! Это как раз ничего! Последнее — поправимо.3

И куда, куда это кануло всЈ?.. О, как недолговечно на Земле всЈ
прекрасное и совершенное! Такая напряженная бодрая оптимистическая система
воспитания карусельного типа, вытекавшая из самых основ Передового Учения,
обещавшая, что в несколько лет не останется ни одного преступника в нашей
стране (30 ноября 1934 года особенно так казалось) — и куда же?! Насунулся
внезапно ледниковый период (конечно, очень нужный, совершение необходимый!)
— и облетели лепестки нежных начинаний. И куда сдуло ударничество и
соцсоревнование? И лагерные газеты? Штурмы, сборы, подписки и субботники?
Культсоветы и товарищеские суды? Ликбез и профтехкурсы? Да что там, когда
громкоговорители и портреты вождей велели из зон убрать! (Да уж и
плевательниц не расставляли.) Как сразу поблекла жизнь заключЈнных! Как
сразу на десятилетия она была отброшена назад, лишившись важнейших
революционно-тюремных завоеваний! (Но мы нисколько не возражаем: мероприятия
партии были своевременные и очень нужные.)
Уже не стала цениться художественно-поэтическая форма лозунгов, и
лозунги-то пошли самые простые: выполним! перевыполним! Конечно,
эстетического воспитания, порхания муз, никто прямо не запрещал, но очень
сузились его возможности. Вот, например, одна из воркутских зон. Кончилась
девятимесячная зима, наступило трЈхмесячное, ненастоящее, какое-то жалкое
лето. У начальника КВЧ болит сердце, что зона выглядит гадко, грязно. В
таких условиях преступник не может по-настоящему задуматься о совершенстве
нашего строя, из которого он сам себя исключил. И КВЧ объявляет несколько
воскресников. В свободное время заключЈнные с большим удовольствием делают
“клумбы” — не из чего-нибудь растущего, ничего тут не растет, а просто на
мЈртвых холмиках вместо цветов искусно выкладывают мхи, лишайники, битое
стекло, гальку, шлак и кирпичную щебенку. Потом вокруг этих “клумб” ставят
заборчики из штукатурной дранки. Хотя получилось не так хорошо, как в парке
имени Горького, — но КВЧ и тем довольно. Вы скажете, что через два месяца
польют дожди и всЈ смоет; ну что ж, смоет. Ну что ж, на будущий год сделаем
сначала.
Или во что превратились политбеседы? Вот на 5-й ОЛП Унжлага приезжает
из Сухобезводного — лектор (это уже 1952 г.). После работы загоняют
заключЈнных на лекцию. Товарищ, правда, без среднего образования, но
политически вполне правильно читает нужную своевременную лекцию: “О борьбе
греческих патриотов”.