Маркс же, касаясь более близкого времени (“Критика Готской
программы”) с той же уверенностью назвал единственным средством исправления
преступников (правда, уголовных; ему в голову не приходило, что его ученики
сочтут преступниками политических) — опять-таки не одиночные размышления,
не нравственное самоуглубление, не раскаяние, не тоску (это всЈ надстройки!)
— а производительный труд. Сам он от роду не брал в руки кирки, довеку не
катал и тачки, уголька не добывал, лесу не валил, не знаем, как колол дрова,
— но вот написал это на бумаге, и она не сопротивилась.
И для последователей теперь легко сложилось: что заставить заключенного
ежедневно трудиться (иногда по 14 часов, как на колымских забоях) — гуманно
и ведет к его исправлению. Напротив, ограничить его заключение тюремной
камерой, двориком и огородом, дать ему возможность эти годы читать книги,
писать, думать и спорить — означает обращение “как со скотом” (из той же
“Критики”).
Правда, в послеоктябрьское горячее время было не до этих тонкостей, и
еще гуманнее казалось просто расстреливать. Тех же, кого не расстреливали, а
сажали в самые ранние лагеря — сажали туда не для исправления, а для
обезвреживания, для чистой изоляции.
Дело в том, что были и в то время умы, занятые карательной теорией,
например Петр Стучка, и в “Руководящих Началах по уголовному праву РСФСР”
1919 года подвергнуто было новому определению само понятие наказания.
Наказание, очень свежо утверждалось там, не есть ни возмездие
(рабоче-крестьянское государство не мстит преступнику), ни искупление вины
(никакой индивидуальной вины быть не может, только классовая причинность), а
есть оборонительная мера по охране общественного строя — мера социальной
защиты.
Раз “мера социальной защиты” — тогда понятно, на войне как на войне,
надо или расстреливать (“высшая мера социальной защиты”) или держать в
тюрьме. Но при этом как-то тускнела идея исправления, к которой в том же
1919 году призывал VIII съезд партии. И, главное, непонятно стало: от чего
же исправляться, если нет вины? От классовой причинности исправиться же
нельзя!?
Тем временем кончилась гражданская война, учредились в 1922 году первые
советские кодексы, прошел в 1923 году “съезд работников пенитенциарного
труда”, составились в 1924 г. новые “Основные начала уголовного
законодательства” — под новый Уголовный Кодекс 1926 года (который и
полозил-то по нашей шее тридцать пять лет) — а новонайденные понятия, что
нет “вины” и нет “наказания”, а есть “социальная опасность” и “социальная
защита” — сохранились.
Конечно, так удобнее.