) Где была у нас явка в Омске? Через какую границу мы
собирались бежать дальше? (Они допустить не могли, чтобы люди хотели
остаться на родине.) “Мы бежали в Москву, в ЦК, рассказать о преступных
арестах, вот и всЈ!” Не верят.
Ничего “интересного” не добившись, клеили нам обычный беглецкий букет:
58-3 (бандитизм); Указ “четыре-шестых”, статья “один-два” (кража,
совершЈнная воровской шайкой); тот же указ, статья “два-два” (разбой,
соединЈнный с насилием, опасным для жизни); статья 182-я (изготовление и
ношение холодного оружия).
Но вся эта устрашающая цепь статей не грозила нам кандалами тяжелей,
чем мы уже имели. Судебная кара, давно захлестнувшая за всякий разумный
предел, обещала нам по этим статьям те же двадцать пять лет, которые могли
дать баптисту за его молитву, и которые мы имели безо всякого побега. Так
что просто теперь на перекличках мы должны будем говорить “конец срока” не
1973-й, а 1975-й. Как будто в 1951-м году мы могли ощутить эту разницу!
Только один был грозный поворот в следствии — когда пообещали судить
нас как экономических подрывников. Это невинное слово было опаснее избитых
“саботажник, бандит, разбойник, вор”. Этим словом допускали смертную казнь,
введенную за годик перед тем.
Подрывники же мы были потому, что подорвали экономику народного
государства. Как разъяснили нам следователи, потрачено было на поимку 102
тысячи рублей; несколько дней стояли иные рабочие объекты (заключЈнных не
выводили, потому что их конвой был снят на погоню); 23 автомашины с
солдатами днЈм и ночью ездили по степям и за три недели истратили годовой
лимит бензина; опергруппы были высланы во все ближайшие города и поселки;
был объявлен розыск и по стране разослано 400 моих фотографий и 400 Колиных.
Мы перечЈт этот весь выслушали с гордостью…

Итак сроку нам дали по двадцать пять.
Когда читатель возьмет эту книгу в руки, — еще, наверно, те наши сроки
не кончаться…”6

А еще после побега Тэнно — на год разогнали (за злополучный скетч)
художественную самодеятельность КВЧ.
Потому что культура — это хорошо. Но должна служить культура
угнетению, а не свободе.

1 Случайность! Случайность, как тот встречный воронок! Случайность,
которую невозможно предвидеть! На каждом шагу подстерегают нас в жизни
случайности благоприятные и враждебные. Но только в побеге, но только на
хребте риска мы познаем всю их полную увесистость. Совершенно
с л у ч а й н о через три-пять минут после выполза Тэнно и Жданка погасает
свет зоны — и только поэтому с вышек швыряют ракетами, которых в тот год
еще много было в Экибастузе. Если бы беглецы ползли на пять минут позже —
насторожившиеся конвоиры могли бы заметить их и расстрелять.