С тех пор он стал не только
                верующим человеком, но — философом и богословом! А так как именно “с тех
                пор” он и сидел непрерывно в тюрьме или в лагере, то весь этот богословский
                путь ему пришлось пройти в одиночку, еще раз открывая для себя уже и без
                него открытое, может быть блуждая — ведь ни книг, ни советчиков не было у
                него “с тех пор”. Сейчас он работал чернорабочим и землекопом, силился
                выполнить невыполнимую норму, возвращался с подгибающимися коленями и
                трясущимися руками — но и днЈм и вечером в голове его кружились ямбы его
                поэм, все четырЈхстопные с вольным порядком рифмовки, слагаемые от начала до
                конца в голове. Я думаю, тысяч до двадцати он уже знал к тому времени строк.
                Он тоже относился к ним служебно: способ запомнить и способ передать другим.
                Его мировосприятие очень украшалось и отеплялось его ощущением Дворца
                Природы. Он восклицал, наклонясь над редкою травкой, незаконно проросшей в
                бесплодной нашей зоне:
                — Как прекрасна земная трава! Но даже еЈ отдал Творец в подстилку
                человеку. Значит, насколько же прекраснее должны быть мы!
                — А как же: “Не любите мира и того, что в мире?” (Сектанты часто
                повторяли это.)
                Он улыбнулся извинительно. Он умел этой улыбкой примирять:
                — Да даже в плотской земной любви проявляется наше высшее стремление к
                Единению!
                Теодицею, то есть оправдание, почему зло должно быть в мире, он
                формулировал так:
                Дух Совершенства оттого
                Несовершенство допускает
                Страданье душ, что без него
                Блаженства цену не познают.
…
Суров закон, но только им
                Для малых смертных достижим
                Великий вечный мир.
Страдания Христа в человеческой плоти он дерзновенно объяснял не только
                необходимостью искупить людские грехи, но и желанием Бога перечувствовать
                земные страдания. Силин смело утверждал:
                — Об этих страданиях Бог знал всегда, но никогда раньше не чувствовал
                их!
                Равно и об Антихристе, который
В душе свободной человека
                Стремленье к Свету извратил
                И ограничил светом века,
Силин находил свежие человеческие слова:
Блаженство, данное ему,
                Великий ангел отвергал,
                Когда, как люди, не страдал.
                Без скорби даже у него
                Любовь не знала совершенства.
Сам мыслящий так свободно, Силин находил в своЈм широком сердце приют
                для всех оттенков христианства:
…Суть их та,
                Что и в учении Христа
                Своеобразен всякий гений.
