По поводу запальчивого недоумения материалистов о том, ка’к мог дух
породить материю, Силин только улыбался:
— Они не хотят задуматься над тем, — а ка’к могла грубая материя
породить Дух? В таком порядке — разве это не чудо? Да это было бы чудо еще
большее!
Мой мозг был переполнен собственными стихами — и лишь эти крохи
удалось мне сохранить от слышанных поэм Силина — в опасении, что сам он,
может быть, не сохранит и ничего. В одной из поэм его излюбленный герой с
античным греческим именем (забыл я его) произносил воображаемую речь на
ассамблее Организации Объединенных Наций — духовную программу для целого
человечества. В четырЈх навешанных номерах, истощЈнный обречЈнный раб —
этот поэт имел в груди больше сказать живущим, чем целое стадо утвердившихся
в журналах, издательствах, на радио — и никому, кроме себя, не нужных.
До войны Анатолий Васильевич окончил пединститут по литературному
факультету. Сейчас оставалось ему, как и мне, лет около трЈх до
“освобождения” в ссылку. Его единственной специальностью было —
преподавание литературы в школе. Представлялось маловероятным, чтобы
допустили нас, бывших арестантов, до школы. Ну, а если?
— Не стану же я внушать детям ложь! Я скажу детям правду о Боге, о
жизни Духа.
— Но вас уволят после первого же урока!
Силин опустил голову, ответил тихо:
— Пусть.
И видно было, что он не дрогнет. Не станет он кривить душой для того,
чтобы держаться за класный журнал, а не за кирку.
С жалостью и восхищением смотрел я на этого рыженького невзрачного
человека, не знавшего родителей, не знавшего наставников, которому вся жизнь
досталась так же трудно, как лопатой ворочать экибастузский каменистый
грунт.
С баптистами Силин ел из одного котелка, делил хлеб и приварок.
Конечно, он нуждался в благодарных слушателях, с кем-то вместе должен был
читать, толковать Евангелие и таить саму книжечку. Но
собственно-православных он то ли не искал (подозревая, что они могут
отвергнуть его за ереси), то ли не находил: в нашем лагере кроме западных
украинцев их было мало или не выделялись они последовательностью поведения.
Баптисты же как будто уважали Силина, прислушивались к нему, причисляли даже
к своей общине, однако им тоже не нравилось в нЈм всЈ еретическое, они
надеялись постепенно сделать его своим. Силин блек, когда разговаривал со
мной в их присутствии, распускался он без них. Трудно было ему обрубить себя
по их вере, хотя вера у них — очень твЈрдая, чистая, горячая, помогала им
переносить каторгу, не колебнувшись и не разрушившись душой. Все они честны,
негневливы, трудолюбивы, отзывчивы, преданы Христу.
Именно потому и искореняют их так решительно.