Всю ночь, залезая по очереди под нары, держа тряпкой эту пилочку в
несколько сантиметров, режут доску стены. Трудно. ВсЈ же сделан первый
прорез. Доска начинает немного ходить. Отклонив еЈ, они уже утром видят за
загоном белые неоструганные доски. Откуда белые? Вот что: значит к их вагону
пристроена дополнительная конвойная площадка. Тут, над прорезом, стоит
часовой. Доску выпиливать нельзя.

Побеги узников, как и всякая человеческая деятельность, имеют свою
историю, имеют свою теорию. Неплохо знать их, прежде чем браться самому.
История — это побеги уже бывшие. Об их технологии оперчекистская часть
не издаЈт популярных брошюр, она копит опыт для себя. Историю ты можешь
узнать от других беглецов, пойманных. Очень дорог их опыт — кровяной,
страдательный, едва не стоивший жизни. Но подробно, шаг за шагом,
расспрашивать о побегах одного беглеца, и третьего, и пятого — это не
невинная шутка, это очень опасно. Это не намного безопаснее, чем спрашивать:
кто знает, через кого вступить в подпольную организацию? Ваши долгие
рассказы могут слушать и стукачи. А главное — сами рассказчики, когда
истязали их после побега, и выбор был — смерть или жизнь — могли дрогнуть,
завербоваться, и теперь уже быть приманкой, а не единомышленниками. Одна из
главных задач кумовьЈв — определить заранее, кто симпатизирует побегам, кто
интересуется ими — и, опережая затаЈнного беглеца, сделать пометку в его
формуляре, и уже он в режимной бригаде, и бежать ему много трудней.
Но от тюрьмы к тюрьме, от лагеря к лагерю Тэнно жарко расспрашивает
беглецов. Он совершает побеги, его ловят, а в лагерных тюрьмах он и сидит
как раз с беглецами, там-то их и расспрашивать. (Не без ошибок. Степан**,
героический беглец, продаЈт его кенгирскому оперу Беляеву, и тот повторяет
Тэнно все его расспросы.)
А теория побегов — она очень простая: как сумеешь. Убежал — значит,
знаешь теорию. Пойман — значит, еще не овладел. А букварные начала такие:
бежать можно с объектов и бежать можно из жилой зоны. С объектов легче: их
много, и не так устоялась там охрана, и у беглеца бывает там инструмент.
Бежать можно одному — это трудней, но никто не продаст. Бежать можно
нескольким, это легче, но всЈ зависит, на подбор вы друг ко другу или нет.
Еще есть положение в теории: надо географию так знать, чтобы карта горела
перед глазами. А в лагере карты не увидишь. (Кстати, воры совсем не знают
географии, севером считают ту пересылку, где было прошлый раз холодно.) Есть
еще положение: надо знать народ, среди которого ляжет побег. И такое
методическое указание: ты должен постоянно готовить побег по плану, но в
любую минуту быть готовым и бежать совсем иначе — по случаю.
Вот, например, что такое — по случаю.