Нет,
это не тот человек. Он не рискнЈт своим пропуском, чтобы помочь другому. У
него психология исправительно-трудовых: помогает другому — дурак.
За эту зиму Тэнно составляет и план и подбирает себе четырЈх товарищей.
Но пока согласно теории идЈт терпеливая подготовка по плану, его один раз
нечаянно выводят на только что открытый объект — каменный карьер. Карьер —
в холмистой местности, из лагеря не виден. Там еще нет ни вышек, ни зоны:
забиты колья, несколько рядков проволоки. В одном месте в проволоке —
перерыв, это “ворота”. Шесть конвоиров стоят снаружи зонки, ничем не
приподнятые над землей.
А дальше за ними — апрельская степь в еще свежей зелЈной траве, и
горят тюльпаны, тюльпаны! Не может сердце беглеца вынести этих тюльпанов и
апрельского воздуха! Может быть, это и есть Случай?.. Пока ты не на
подозрении, пока ты еще не в режимке — теперь-то и бежать!
За это время Тэнно уже многих узнал в лагере и сейчас быстро сбивает
звено из четверых: Миша Хайдаров (был в советской морской пехоте в Северной
Корее, от военного трибунала бежал через 38-ю параллель; не желая портить
хороших прочных отношений в Корее, американцы выдали его назад, четвертная);
Яздик, шофЈр-поляк из армии Андерса (свою биографию выразительно излагает по
двум своим непарным сапогам: “сапо’ги — о’дин от Гитле’ра, о’дин от
Стали’на”); и еще железнодорожник из Куйбышева Сергей.
Тут пришЈл грузовик с настоящими столбами для будущей зоны и мотками
колючей проволоки — как раз к началу обеденного перерыва. Звено Тэнно, любя
каторжный труд, а особенно укреплять зону, взялось добровольно разгружать
машину и в перерыв. Залезли в кузов. Но так как время-то всЈ-таки было
обеденное — шевелились еле-еле и соображали. Шофер отошел в сторонку. Все
заключЈнные лежали кое-где, грелись на солнышке.
Бежим или нет? С собой — ничего: ни ножа, ни снаряжения, ни пищи, ни
плана. Впрочем, если на машине, то по мелкой карте Тэнно знает: гнать на
Джезды и потом на Улутау. Загорелись ребята: случай! Случай!
Отсюда к “воротам”, на часового, получается уклон. И вскоре же дорога
сворачивает за холм. Если выехать быстро — уже не застрелят. И не оставят
же часовые своих постов!
Разгрузили — перерыв еще не кончился. Править — Яздику. Он соскочил,
полазил около машины, трое тем временем лениво легли на дно кузова,
скрылись, может не все часовые и видели, куда они делись. Ядзик привЈл
шофЈра: не задержали разгрузкой — так дай закурить. Закурили. Ну, заводи!
Сел шофЈр в кабину, но мотор как на зло почему-то не заводится. (Трое в
кузове плана Ядзика не знают, и думают — сорвалось.) Яздик взялся ручку
крутить. ВсЈ равно не заводится. Яздик уже устал, предлагает шофЈру
поменяться. Теперь Яздик в кабине. И сразу мотор заревел! и машина
покатилась уклоном на воротного часового! (Потом Яздик рассказывал: он для
шофЈра перекрывал краник подачи бензина, а для себя успел открыть.