Но вот что удивительно: из того мычанья вырывались
похвалы “святым и праведникам, рождённым ожиданием чуда,
ласкового добра”, и даже кое-кто назван не без погрешностей:
Сергий Радонежский, патриарх Гермоген, Иоанн Кронштадтский,
Серафим Саровский, и помянута “Русь уходящая” Корина
(разумеется, “лишённая религиозного чувства”); и “народная
тоска о нравственной силе”; и с симпатией цитирован
Достоевский в довольно божественных своих местах, и даже
один раз “De profundis” сокрыто; а один раз и прямо о Христе
– что он “ризы над поляной отряхнул”; и даже прорвалось
(лучшее место!) глубокое предупреждение – не согрешить,
отвечая насилием на насилие; и против жестокости, и против
взаимной отчуждённости сердец – вот уж не по-ленински! и
никак не с ленинской позиции возражали Горькому (!), защищая
духовное слово от базарного; и даже намёкнуто на масштаб
русской тысячелетней истории, где тонут “формации”,
несколько их помещается (социализм не назван трусливо); и
заикнуто даже о происшедшем уничтожении русской нации –
только, оказывается, не от ЧК и ЧОНа, а от “буржуазного
развития” – от русских купцов, что ли; и на обнищание нашей
современной деревни указано на духовное – когда в кинотеатр
стекаются с окружных деревень, как прежде стекались на
всенощное бдение; где-то там на краю и по “алюминиевым
дворцам” хлопнуто мимоходом, по Базарову… Да можно
выделить, перечислить и оценить отдельные мысли этой и
смежных статей “Молодой гвардии”, весьма неожиданные для
советской печати:
1) Нравственное предпочтение “пустынножителям”,
“духовным ратоборцам”, раскольникам – перед революционными
демократами. (Как прохороводили они у нас от Чернышевского
до Керенского.) (Честно говоря – присоединяюсь.)
2) Что в дискуссиях “Современника” мельчали и
покрывались публицистическим налётом культурные ценности
30-х гг. XIX в. (От вечного? – мельчали, конечно.)
3) Что передвижники не выражали народной тоски по идеалу
красоты, по нравственной силе, а Нестеров и Врубель
возродили её. (Не может быть оспорено.)
4) Что в 10-е годы XX в. русская культура сделала новые
шаги в художественном развитии человечества – и упрёки
Горькому (!) за оплёвывание этого десятилетия. (Не вызывает
сомнений.)
5) Народ хочет быть не только сытым, но и вечным. (А
если уже не так, то ничего мы не стоим.)
6) Земля – вечное и обязательное, в отрыве от неё – не
жизнь. (Да, я ощущаю – так, я в этом убеждён. А Достоевский
воскликнул: “Если хотите переродить человечество к
лучшему… то наделите его землёй! В земле есть что-то
сакраментальное… Родиться и всходить нация должна на
земле, на почве, на которой хлеб и деревья растут”*.