СОЛЖЕНИЦЫН просит разрешения сказать несколько слов о
предмете обсуждения. Читает письменное заявление:
“Мне стало известно, что для суждения о повести “Раковый
корпус” секретарям Правления предложено было читать пьесу
“Пир победителей”, от которой я давно отказался сам, лет
десять даже не перечитывал, уничтожил все экземпляры кроме
захваченного, а теперь размноженного. Я уже не раз объяснял,
что пьеса эта написана не членом Союза Писателей
Солженицыным, а бесфамильным арестантом Щ-232 в те далёкие
годы, когда арестованным по политической статье не было
возврата на свободу, и никто из общественности, в том числе
и писательской, ни словом ни делом не выступил против
репрессий даже целых народов. Я так же мало отвечаю сейчас
за эту пьесу, как и многие литераторы не захотели бы
повторить сейчас иных речей и книг, написанных в 1949 году.
На этой пьесе отпечаталась безвыходность лагеря тех лет, где
сознание определялось бытием и отнюдь не возносилось молитв
за гонителей. Пьеса эта не имеет никакого отношения к моему
сегодняшнему творчеству, и разбор её есть нарочитое
отвлечение от делового обсуждения повести “Раковый корпус”.
Кроме того, недостойно писательской этики – обсуждать
произведение, вырванное из частной квартиры таким способом.
Разбор же моего романа “В круге первом” есть вопрос
отдельный, и им нельзя подменять разбора повести “Раковый
корпус”.
КОРНЕЙЧУК – У меня вопрос к Солженицыну. Как он
относится к той разнузданной буржуазной пропаганде, которая
была поднята вокруг его письма? Почему он от неё не
отмежуется? Почему спокойно терпит? Почему его письмо
западное радио начало передавать ещё до съезда?
ФЕДИН предлагает Солженицыну ответить.
СОЛЖЕНИЦЫН указывает, что он – не школьник вскакивать на
каждый вопрос, у него будет выступление, как и у других.
ФЕДИН говорит, что можно собрать несколько вопросов и
ответить на все вместе.
БАРУЗДИН – Хотя Солженицын возражает против обсуждения
пьесы “Пир победителей”, но нам волей-неволей приходится
говорить об этой пьесе. Вопрос: какова была необходимость
Солженицыну вообще называть эту пьесу съезду, упоминать её?
САЛЫНСКИЙ – Я прошу, чтобы Солженицын рассказал, кто,
когда и при каких обстоятельствах изъял эти материалы?
Просил ли автор о возвращении их? Кого просил?
ФЕДИН предлагает Солженицыну ответить на собравшиеся
вопросы.
СОЛЖЕНИЦЫН повторяет, что ответит на вопросы при
выступлении.
ФЕДИН, поддержанный ДРУГИМИ: – Но Секретариат не может
приступить к обсуждению, не имея ответа на эти вопросы.
РОПОТ ГОЛОСОВ – Солженицын может вообще отказаться
разговаривать с Секретариатом, пусть об этом заявит.
СОЛЖЕНИЦЫН – Хорошо, я отвечу на эти вопросы.