Уже падает сила огня. Уже стены местами выгорела до
                земли. И – жалкие мелкие человеческие фигурки копошатся вокруг.
                Набирает силу звука – заупокойная месса.
БЛИЖЕ.
= О, лучше б их не заставляли! Эти не совместимые с пожаром
                медленные подневольные движения рабов.
                Мы движемся, движемся перед их растянутым фронтом. Они скребут
                лопатами лед – и бросают жалкие горсти его в нашу сторону, в нашу
                сторону. Лица их, красные от огня, злорадны и скорбны.
                Заупокойная месса!
                = Маятник. Мы не видим, где он подвешен (над экраном где-то). А
                низ его очень медленно качается по экрану, самым видом своим
                обомшелым показывая, что считает не часы. Он переходит в одну
                сторону, снимая с экрана догорающий пожар, заменяя его скудным
                выжженным степным летом, которое мы видим через колючую проволоку.
                И проходит в другую сторону, заменяя лето пеленой и сугробами
                зимы (но неизменна осталась колючая проволока).
                Качанье. Опять лето.
                Качанье. Опять зима.
                Последним вздохом умерла музыка.
                = Последним качанием маятник открывает нам
ОБЫЧНЫЙ ЭКРАН.
= Снизу вверх по нему медленно движется белая бумага, на которой
                с канцелярской красивостью выписано –
                и голос Мантрова, содрогаясь, повторяет эти слова раздельно:
ПОДПИСКА О НЕРАЗГЛАШЕНИИ
                Я, Мантров, Виктор Викторович, даю настоящую подписку при своем
                освобождении из Равнинного лагеря МВД СССР, в том, что я никогда и
                никому не разглашу ни одного факта о режиме содержания заключенных в
                этом лагере и о событиях в лагере, которым я был свидетель.
                Мне объявлено, что в случае нарушения этой подписки я буду
                привлечен к судебной ответственности по Уголовному Кодексу РСФСР.
                Бумага останавливается на последних строчках. С верха экрана над
                ней выдвигается ручка с пером. Виден обшлаг защитного кителя с
                небесным кантом. Снизу навстречу ей появляется тонкая нервная рука
                Мантрова.
                Берет перо. Подписывается. На это время рука в кителе
                скрывается,
                затем, сменяя руку Мантрова, возвращается с тяжелым пресс-папье
                и неторопливо промокает, раскачивая, раскачивая
ВСЁ КРУПНЕЙ
пресс-папье.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Взрыв наглой эстрадной музыки, хохот саксофона.
                = Белая скатерть во весь экран, и та же самая рука Мантрова
                тянется за рюмкой. Уносит ее.
                = Виктор пьет. Опустив рюмку, смотрит горько…
                = …на первую скрипку. Тот играет и, кажется, насмехается.
                Лицо у него такое же толстое и внешне добродушное, как у…
НАПЛЫВОМ
= что это? С-213? Нахально оскалился, покачиваясь в такт,
                подмигнул!
ШИРОКИЙ ЭКРАН.
