– Как это? — удивился Ефрем.
                — Ну, родными местами… Чтоб жить, где родился.
                — А-а-а… Ну, это не обязательно. Я с Камы молодым уехал и нипочЈм
                мне, есть она там, нет. Река и река, не всЈ ль равно?
                — В родных местах,– тихо упорствовал Сибгатов,– и болезнь не
                привяжется. В родных местах всЈ легче.
                — Ладно. ЕщЈ кто?
                — А что? А что? — отозвался приободренный Русанов.– Какой там
                вопрос?
                Ефрем, кряхтя, повернул себя налево. У окон были койки пусты и
                оставался один только курортник. Он объедал куриную ножку, двумя руками
                держа еЈ за концы.
                Так и сидели они друг против друга, будто чЈрт их назло посадил.
                Прищурился Ефрем.
                — Вот так, профессор: чем люди живы? Ничуть не затруднился Павел
                Николаевич, даже и от курицы почти не оторвался:
                — А в этом и сомнения быть не может. Запомните. Люди живут: идейностью
                и общественным благом.
                И выкусил самый тот сладкий хрящик в суставе. После чего кроме грубой
                кожи у лапы и висящих жилок ничего на костях не осталось. И он положил их
                поверх бумажки на тумбочку.
                Ефрем не ответил. Ему досадно стало, что хиляк вывернулся ловко. Уж где
                идейность — тут заткнись.
                И раскрыв книгу, уставился опять. Сам для себя он хотел понять — как
                же ответить правильно.
                — А про что книга? Что пишут? — спросил Сибгатов, останавливаясь в
                шашках.
                — Да вот…– Поддуев прочЈл первые строки.– “Жил сапожник с женой и
                детьми у мужика на квартере. Ни дома своего, ни земли у него не было…”
                Но читать вслух было трудно и длинно, и подмощЈнный подушками он стал
                перелагать Сибгатову своими словами, сам стараясь ещЈ раз охватить: {77}
                — В общем сапожник запивал. Вот шЈл он пьяненький и подобрал
                замерзающего, Михаилу. Жена ругалась — куда, мол, ещЈ дармоеда. А Михаила
                стал работать без разгиба и научился шить лучше сапожника. Раз, по зиме,
                приезжает к ним барин, дорогую кожу привозит и такой заказ: чтоб сапоги
                носились, не кривились, не поролись. А если кожу сапожник загубит — с себя
                отдаст. А Михайла странно как-то улыбался: там, за барином, в углу видел
                что-то. Не успел барин уехать, Михаила эту кожу раскроил и испортил: уже не
                сапоги вытяжные на ранту могли получиться, а только вроде тапочек. Сапожник
                за голову схватился: ты ж, мол, зарезал меня, что ты делаешь? А Михаила
                говорит: припасает себе человек на год, а не знает, что не будет жив до
                вечера. И верно: ещЈ в дороге барин окачурился. И барыня дослала к сапожнику
                пацана: мол, сапог шить не надо, а поскорей давайте тапочки. На мЈртвого.
                — Ч-чЈрт его знает, чушь какая! — отозвался Русанов, с шипением и
                возмущением выговаривая “ч”.– Неужели другую пластинку завести нельзя? За
                километр несЈт, что мораль не наша. И чем же там — люди живы?
                Ефрем перестал рассказывать и перевЈл набрякшие глаза на лысого.
